Про стили катания на BMX

 
Размышления о стиле так и остаются размышлениями, ведь это не теорема, которую можно доказать. Тем не менее, это важный и заметный аспект нашей действительности. О вкусах не спорят, но я бы отметил, что стиль это субъективно-объективная вещь, ведь всё же об этом много говорят и это поддаётся некой оценке со стороны всего нашего коммьюнити.
 
  История имеет особенность повторяться. Всё новое – это хорошо забытое старое. Эти известные поговорка, как мне кажется, имеют место быть и здесь, в нашем движении. От олдскула к ньюскулу и в обратном порядке. Сплошь и рядом просматриваются колебания: из прошлого в будущее, в новые технологии и трюки, а также обращение к прошедшим временам (и в трюках и в деталях, компонентах велосипеда). Здесь и 4-х элементные рули, и покрышки с вайт волами, бежевыми боковинами в старом выдержанном стиле, игра с занижением, завышением рам.
 
 
   Человеческая натура жаждет открытий и поиска нового, но новое порой приходится долго разрабатывать или открывать, если это не внезапное открытие. Поэтому общество «мечется» от одной школы к другой и обратно.
 
 
   Хочется отметить, что новые технологии влияют на прогресс в катании, и это, прежде всего, вес, который в идеальном рассмотрении стремится к минимуму, геометрия компонентов (рама, руль, вынос и прочее).
   Люди по-разному выбирают свой путь и в этом аспекте. Кто-то во имя идеи определённого стиля будет кататься на устаревших, тяжёлых компонентах, кто-то поставит детали, имитирующие олдскул проявление, но в новой форме, в сниженном весе. У кого-то просто нету денег, и он вынужден собирать велик «из выгодных предложений».
   Кто-то закажет с «eBay’a» исторический олдскульный велик или его части и устроит у себя в гараже или дома выставку. Каждый вправе решать, что ему важно, дорого, в общем, расставлять приоритеты.
   Стиль привязан к месту пребывания райдера: где он  родился и вырос или же находится долгое время. Это может быть суровый NY стрит, ANIMAL style:
 
 
   Или же это будет расслабленное Калифорнийское катание (часто просто в шортиках, без защиты), ведь, как известно, там почти всё действует по принципу «take it easy», и большую роль в жизни калифорнийцев играют лёгкие «допинги». Климат также способствует не только катанию, но и образу жизни людей.
 
 
   Там часто имеет место быть барбекю посиделки с друзьями, небольшие локальные соревнования нередко на самодельных спотах. Красота.
 
 
   Пару слов стоит сказать и об архитектуре места, где райдеру суждено проводить большее количество времени, те локации, которые формируют его стиль: американские высокие перила, цемент и стекло, или же, скажем «благородные» подкаты к замкам Европы Средних веков, а также глухие деревушки, где есть леса и, конечно же, земляные постройки.
 
   
 
   Многие райдеры «живут» тем, чтобы построить свой креативный спот и сделать на нём отличную фотку, которая останется на всю жизнь.
 
   
 
   Лично я отношусь к такой категории райдеров.
 
 
   Это может быть невероятное, суровое истинно безумное (в хорошем смысле) катание в стиле Metal bikes, представителем которого является(лся) всем известный Шон Бёрнс (Sean Burns).
 
 
   Например, его профайл из видео Metal Bikes. Dead Bang:
 ,
а также Anhem II:
  .
Не менее безумен, например, Кольт Фэйк (Colt Fake). Ведь то катание, что они творят, не доступно большинству, по причине «безбашенности», логично что и опасности, ну или просто не живут таким лайвсталом. Где в видео части нет легко берущихся, примитивных трюков. Каждый трюк мог бы стать заключительным у среднестатистического хорошего райдера.
 
   
 
   Но это может быть и катание, заставляющее шевелиться кожу на голове у зрителей, и не от огромных пролётов или ярких падений с лужами крови, а от невероятного использования улицы, заднего двора и прочей утвари для своего мастерства. Такие люди также считаются единицами, и их стиль неповторим.
   Здесь упомяну о Тэйте Роскли (Tate Roskelley)
 
 

 
И об Эрике Элстране (Arik Elstran) 

Erik Elstran's Dragon Shredit (internet edition) from North of Ten on Vimeo.

Osiris Shoes - Arik Elstran Goes West from Osiris BMX on Vimeo.

Osiris Shoes - Arik Elstran @ 3rd Lair Skatepark from Osiris BMX on Vimeo.

Welcome to the Team / Erik Elstran from Sunday Bikes on Vimeo.

 
 
 
   Кто-то живёт в мире и гармонии с природой, собой, попивает молоко «Домик в деревне». Примером может послужить тихая деревушка где-нибудь в уголке Италии… Рампа… Ферма… Где нет оживлённых улиц и царит спокойствие, сельский быт.
 
 
    Люди ненапряжно прыгают на земляных трамплинах – дёртах, строят уникальные линии треилс и строят стиль, который становится неподавляемым, невытесняемым на протяжении многих лет. Пример: почти вся команда Fly bikes, тот же Стефан Лантшнер (Stefan Lantschner).
 
 
   А вот и пример его городского катания. Это и есть байк контроль, единение райдера с великом:
 
 
   Здесь не забуду упомянуть об имени-легенде Рубен Алькантара (Ruben Alcantara), для которого катание является всем. Смысл жизни в счастливых минутах поездок по свету с велом были отражены текстом на упаковке его про-модели покрышек Fly.
 
 
   Пример одного из его легендарных профайлов – ставшее видео частью года работа из Etnies Grounded:
 
   В видео индустрии же тенденция такова, что полнометражные BMX фильмы, на которые обычно тратился год съёмок, которое торжественно выходило, и этому было посвящено мероприятие, стали замещаться морем web эдитов из разных уголков света. Становится труднее оценивать заслуженность того или иного райдера, смаковать, как раньше, отдельные большие трюки или линии, ведь сейчас это конвейер, и сейчас просто трудно успевать смотреть ежедневно выходящие короткие ролики. Согласитесь, большой контраст с тем, что было раньше: ожидание нового видео, обсуждения, много интриг и привью, долгожданная премьера, а потом приобретение любимого фильма в красивой коробочке к себе в коллекцию на полку, мысли и эмоции по поводу него.
  Другая, позитивная сторона бесконечных веб эдитов – это возможность райдеров, о которых никто не знает, в силу их удалённости и сложных жизненных условий, заявить о себе, присоединиться к мировому коммьюнити бмх’еров, заработать имя, а может, и спонсора. И это плюс, что талантливый человек, живущий в отдалённых краях, не имеющий средств на свой пиар, денег на путешествие может проявиться в сети, и это может серьёзно помочь ему в его развитии.
 
 
   Также коротенькие, но запоминающиеся эдиты намного эффективнее, чем большие видео работают в коммерческих целях: не надо много времени, как раньше, чтобы снять, подготовить и обработать весь материал в конечный продукт. Для большого полноценного видео требуется значительный бюджет, силы и терпение, растянутое по времени от нескольких месяцев до нескольких лет. Тогда ещё не было такой конкуренции брендов, все они были на слуху и время не поджимало. Сейчас же, ситуация меняется, информационный поток увеличился в разы, а с ним и необходимость бороться за узнаваемость райдеров и контор, постоянное напоминание о себе. И лишь немногие по-прежнему верны традициям и находят в себе силы снимать серьёзные работы, совмещая и с рекламными эдитами и миксами, прочно закрепляясь в мировой истории BMX’a.
   В любом случае, видео (а также фото) процесс в мире BMX’а настолько важен, что для многих райдеров хорошая съёмка, фиксация своих достижений, а также достижений команды нередко важнее, чем спонсирование их тоннами одежды, кедами, деталями. Это благо, очень важное для каждого: показывать «потомкам» свои успехи, быть частью общего целого. Так пишется история BMX.
   Новые ресурсы, вообще развивающиеся СМИ в различных проявлениях (Интернет порталы и блоги различной специализации и формы подачи) ускоряют процесс изобретения новых трюков, смены и смеси стилей. Благодаря современным Интернет технологиям, люди с разных уголков планеты показывают это в Глобальной сети.
   Присутствует уже не такой жёсткий отбор, люди могут легко попасть в видео, размывается ценз на присутствие райдера на ваших экранах. Теперь вы и ваши друзья можете стать популярными в рейтинге на глобальных общих пользовательских сетях, профилирующих на обмене видео материалами, такие как Youtube, Vimeo и др.
   Важно находить время на просмотр и оценку всего материала и, конечно же, отличать зёрна от плевел, достойные бренды от мусора.
   BMX также присутствует и в ряде компьютерных игр, таких как всеми любимая нами GTA San Andreas, где хорошо проработаны американские улицы с её неотъемлемыми частями, такими как этот чудесный маленький велик.
 
 
   Хочется отметить, что в США, BMX является нормальным обычным явлением, случайные прохожие даже могут знать название некоторых трюков и у них не вызывает удивления твоё наличие на улицах, в отличие, скажем от России. Да и во многих странах, где BMX ещё в процессе зарождения, люди часто смотрят на нас с удивлением.
 
 
   Все высказанные мною мысли – это размышления, которыми хочется поделиться, это субъективно, чёткие установки здесь не навязываются.  Не хотелось забыть или просто не упомянуть великих райдеров или их заслуги, и имена райдеров я брал не для перечисления, а для примера. Посмотрим, что будет дальше, но всегда интересно обратиться к основам основ этого замечательного занятия.    
   Для кого-то BMX – это улица во все времена года и суток: звон пег при ударах об рейлы, отблески ночных фонарей и уходы от секьюрити, различные манящие брущаточные или кирпичные подкаты, проезды по стенам и так далее.
 
   
 
   Для кого-то «мясо» и рекорды, преодоления всех и вся. Ренди Тейлор (Randy Taylor) к примеру. На фото ниже он «берёт» вип (tailwhip) с 20-ти ступенек, в одних шортиках, при этом с успехом, выполняя, уезжая. Однако Ренди покончил жизнь самоубийством в 2012 году, причины пока не раскрываются. У всех своя судьба.
 
 
   Уличное катание («street») может быть и часто бывает мощным и пробивным. Много хороших и сильных райдеров известны всему миру. Но единицы, хотя сейчас уже десятки, достойны особого внимания.
   Такой живой легендой  улиц является Гаррет Рейнольдс (Garret Reynolds) – многократный чемпион стритовых X-Games, бессменный лидер ряда европейских, американских соревнований. В общем, мировой парень.
 
 
   Тысячи бмхеров пытаются подражать ему, но это так и остаётся попытками. Его катание нереально сильное и многие с доброй усмешкой, с завистью заявляют что он «продал душу дьяволу за подобное катание». Знаковой работой является, например, его видео часть из «Nike 6.0 Writing on the Wall»:
Props Bio:
    Другим, не менее замечательным, но отличного по стилю от «мясных» райдеров, является мягкая, накатистая, танцующая манера стрит райдинга от Чейза Дихарта (Chase Dehart).
 
 
   Чейс Ди был одной из главных фигур стайловейшего и сильнейшего бренда Fit Bike Co, когда этот бренд стал очень популярен и в России, много рам и компонентов люди заказывали из штатов. Пик популярности этого бренда держался в 2005-2010х годах. Далее Чейс Ди перешёл в другой бренд, но красивейшие видео профайлы не забываются. Мой любимый у него – его видеочасть из видео «Two by four»:
Его часть из «Stay Fit»:
   Легендой Фит Байк Ко является и Ван Хоман (Van Homan), человек, который посвятил себя любимому делу, который имеет семью, свою Бмх лавочку (shop 2 by 4), который, несмотря на уже немолодые для Бмх’а годы продолжает катать, прежде всего, для себя, а также занимать места. Вот его часть из «Stay Fit»
 
 
 
   Это люди, которые на протяжении долгого времени представляют один бренд, становятся семьёй, впоследствии, некоторые из них переходят в другие команды, но все остаются верными своему делу.
   Примером достойного бренда на  российской BMX сцене является LifeStyle BMX (www.lifestylebmx.ru). Это и инновации в техническом развитии велосипедных компонентов, и добрая команда райдеров, друзей из разных уголков России и СНГ, которые также  как и зарубежные «коллеги» пишут BMX историю, расширяют кругозор в разных направлениях, путешествуют, всячески развивают любимый спорт. У Лайвстайл есть и BMX shop, однако подробности смотрите на сайте.
 
 
   В рамках стрит контроля конечно же, не забудем упомянуть и о Дакоте Роуч (Dakota Roche) из прекрасного штата Калифорния.
 
        
         Много великих фигур в bmx, про всех расписать – значит написать собрание сочинений. Существует огромное количество райдеров, о которых нельзя промолчать, но перечисление всех не является целью моего очерка. Я беру яркие примеры, которые продолжают мою мысль.
         Конечно же, в эту статью я не забуду поместить легенду, видевшего многое Кори Мартинеза (Corey Martinez), его последователя Нейтана Вильямса (Nathan Williams), которые давно стали культом стритового стиля для многих.
 
   
 
   Знаковым видео этих парней является видео «This is United», у них очень сильные части: Кори М:
Нейтан В:
а также из более ранние, но не менее эпичные профайлы.
   Становятся заметными новые и новые  звёзды уличного контроля, такие как Чад Кёрли (Chad Kerley).
 
 
 
   Чад уничтожает улицы своими сильными линиями, контрольными балансами, калифорнийским стилем и улыбкой:
   
   Для кого-то их свобода – это дёрты, свобода проявления в полётах, снятие усталости после работы, где-нибудь в лесах, где чистый воздух и легко дышится.
   В дёртах (trails, dirt) также имеются каноны стиля. И в разное время более актуальными становятся те или иные тенденции: где-то это огромные пролёты с минимум трюков, где-то люди стараются «наклёпывать» больше трюков за один пролёт: если раньше представлялось, например, что за пролёт можно сделать хороший no hand (довольно затяжно отпустить руки), то время разрушает данные стереотипы, и становится привычным делом к этому добавить ещё и bar spin (прокрутить руль, или прокрутить вдобавок и раму – tailwhip); сочетать несколько трюков, раньше казавшимися несовместимыми. Расширяется «временной коридор», невозможное становится возможным, и даже вполне обыденным.
   Кто-то поддаётся трендам, настроениям в мировом сообществе BMX, пытается подражать тем или иным райдерам из тех или иных видео, следовать моде.
   Кто-то держит свою марку, свой узнаваемый стиль, оттачиваемый годами, не поддаётся на тенденции, живёт в своём настроении, и по своему усмотрению вносит те или иные коррективы в свой стайл. Например, когда всё больше людей уделяют время «крути-верти» – максимальное количество вращений руля, рамы, тела в различных плоскостях, а кто-то продолжает в своём темпе, вальяжно и размеренно «летать», закладывает изящные тейблтопты (table top), мотовипы (motowhip), тёрндауны (turn down) и так далее.
   Ценной во все времена оставалась, и, без сомнений, будет оставаться амплитуда. Чем амплитуднее и чище выглядит трюк, тем ярче проявляется стиль, выделяет райдера, продвигает его на новый уровень. Выучив трюк достаточно чисто, уже можно приступать к его «оттачиванию» и варьированиям, приобретая собственный стиль катания, ну, или копирование чьего-то.
   Важным вопросам на все времена, очевидным, но о котором тоже стоит упомянуть, является байк контроль, а именно то чутьё и контролирование велика, единение байка с райдером в единый организм. Именно невероятное чёткое контролирование велосипеда позволяет райдеру свободно, как и «летать» на треилах, так и раскатывать мощными трюками и линиями по улицам, хорошо чувствовать себя в построенных специально парках, рампах и так далее.  Это настоящие Pro райдеры в BMX.
   Здесь я отдельно хотел бы выделить легендарного Майка Аткина (Mike Aitken), ключевой персонаж старой команды Fit Bike Co, про-модели рам которого стали бестселлерами, райдер который известен своим неповторимым мягким и амплитудным, неповторимым трейловым катанием, который легко может «раздать» и на улице, когда многие бмхеры, катающиеся только в стриту, могут только мечтать  о таком уровне.
 
 
   Майк отличный парень, и семьянин, у него довольно непростая судьба, пару лет назад он получил серьёзную травму на дёрте, выступая без шлема.
   Восстановление занимает годы, поэтому всегда надо помнить о мерах предосторожности, защите, и, конечно же, кататься с чистым сознанием.

 
 
   Примеры катания Майка Аткина ниже:
 
 
 
 
 
   Эталоном пролётов, закладываний, в общем, творитель дёртового стиля также является и Чейз Хок (Chase Hawk), который также являл вместе с теми ребятами основу команды Fit.
 
   Ну а для кого-то BMX –  это парковый адреналин, нервозность предстоящих соревнований, доход к существованию, постоянные съёмки фото и видео.
 
   
 
   Но не всегда речь идёт о наживе, больших деньгах и прочей ереси. Есть люди, у которых нет постоянного крова над головой, постоянной работы, они перемещаются и путешествуют, но при этом они безумно любят BMX и остаются на нём.
   Такой ход событий происходит, например, среди небогатой «прослойки» населения Северной Калифорнии, огромной территории, называемой Bay Area (Bay – «Залив»), где мне довелось побывать. Пригороды San Francisco, San Jose и южнее.
 
 
   Там много цемента, пулов, дорог, приключений и жаркого, часто знойного солнца. Местные райдеры, американцы, латиносы, и прочие выходцы обычно ведут low-life образ жизни, т.е. они не заморачиваются и не замешиваются во всей этой навязанной американской социальной среде, а гоняют под солнцем, часто имея всего лишь десяток баксов на день.
    Знаковыми райдерами Северной Калифорнии (NoCali), представляющая собой территорию залива – Bay (Bay Game BMX), являются Эдди Кливленд (Eddie Cleveland), а также Джексон Ратима (Jackson Ratima),  однако стиль  Северной Калифорнии очень хитрый, много секретных спотов, а также спотов, которые, на первый взгляд, не представляют интереса, однако, райдеры находят им грандиозные применения. Даже самые неизвестные публике райдеры выдают  хорошие, мощные трюки. Сплит секция Эдди К. и Джексона Р. из «Stay Fit»:
Хочется также сказать, что перемещение между спотами, городами не является проблемой для местных.
 
 
   Велики часто крадены, и состоят из компонентов не самых гламурных и лёгких, как принято в Европе среди обеспеченных частей населения.
   Но об этом речь пойдёт в другом очерке, который я посвящу The Bay, т.е. всем этим местам в Золотом штате Калифорния, об их лайвстайле и о своём опыте и ощущениях, что я там испытал.
 
 
   Подобную историю имеет и Ян Шварц (Ian Schwartz), один из «отцов», основателей стиля фрикостер (freecoaster) street, где ставится втулка, которая позволяет ехать задом (на fackie) и не крутить педали:
 
.
 
 
   Есть ещё chainless street, где райдер убирает со своего велика цепь и разгоняется накатом, она ему просто не нужна, там у него получается тоже своего рода фрикостер. Пример -  Florent Soulas:

.

   Кто-то только начинает кататься, и для него всё впереди, он только начинает осознавать, в какую среду он влился, ведь это осознание оно не имеет финальной стадии и длится всю жизнь. Некоторые райдеры продолжают гонять и заниматься любимым делом, несмотря на года. Эти люди вызывают истинное уважение.
 
 
   Ну а кто-то уже откатал свои главные соревнования, заработал денег, или же, преодолел свои рамки и сделал невозможное, произвёл что-то своё, и добился, чего хотел или максимально приблизился к этому, и продолжает быть душой в этой среде.
 
 
   Он продолжает играть в эту замечательную игру, зашифрованную под три буквы – «B»-«M»-«X».
 
 
 
 
 
 
 
 
© Александр Волков, Lifestyle Bmx 2012. Данная статья написана с любовью к BMX и является интеллектуальной собственностью автора и вышеуказанной компании. Любое копирование и использование данного материала допустимо лишь с письменного согласия автора. Охраняется нормами законодательства об авторском праве.
 
 
 
 
 
 

Комментарии 

 
+2 # 26.09.2012 13:52
Отличная статья. Очень интересно читать, когда написано с душой о любимом деле. Респект!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # 26.09.2012 19:37
Коммерция отстой!
Раньше ты ждал видео годами и жадно, с наслаждением пересматривал их, а сейчас выходит куча одинаковых 30ти секундных эдитов, которые уже просто не интересно смотреть
Спасибо за написанную статью, в целом очень хорошая)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # pik-master 24.11.2012 05:45
Хорошая статья
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить