Виды спицовки

 
Рисунок спиц
Существует два принципиальных вида спицовки для собираемых вручную колес: «солнцем», или «радиальная» и «крестом». Все прочие названия («два»-«три»-«четыре» креста, «крученые спицы» (twisted spokes) и пр.) являются лишь уточняющими итоговый термин.
«Радиальная» это когда спица  не имеет перекрещиваний с другими на всем своем протяжении от фланца втулки до отверстия в ободе. При сборе колеса «крестом», соответственно, спица  пересекает другие от одного до четырех раз, в зависимости от того, какой метод избрал веломеханик.
 
Радиальная.
 
   Обычно веломеханики используют радиальный рисунок для сборки только передних колес под ободные тормоза. В отличие от задних и колес под дисковых системы, они не испытывают лишней скручивающей (торсионной) нагрузки от дискового тормоза и педалирования. 
  Но даже несмотря на это, переднее колесо с подобным рисунком испытывает чрезвычайно высокую нагрузку в вертикальном (радиальном) направлении. Вдобавок, риск разрушения фланцев тем выше, чем больше количество спиц  и соответственно плотность рассверленных отверстий на втулке . 32 спицы  являются рекомендуемым максимумом для такого рисунка.
  Стоит помнить, что не все производители втулок не покрывают гарантией фланцы, разрушенные при использовании
спицовки  «солнцем».

  В радиальной спицовке не важно куда обращена головка
спицы : внутрь или наружу фланца втулки . Современная мода использует чаще всего такое положение, при котором клеймо на головке обращено к стороннему зрителю, все измерения производятся от этого положения.

  Преимущества радиальной спицовки незначительны, и самый заметный из плюсов, это отличный внешний вид. Исследования в аэродинамической трубе не показывают каких-либо выдающихся результатов этого рисунка перед классической спицовкой крестом — абсолютно все спицы, неважно под каким углом они подходят к
ободу  приносят одинаковое возмущение воздушного потока тем сильнее, чем быстрее вращается колесо. Второй плюс это экономия веса (а при спицовке «солнцем» используются самые короткие спицы).


Крестовое спицевание.
   Тангенциальное (tangential) или крестом основной способ собрать колесо, правильно реагирующее на вращающее или тормозящее усилие идущее от втулки. Чем больше угол между фланцами и спицей, тем правильней распределяется нагрузка от езды или торможения между спицей, ободом и фланцем. В идеальном колесе, прямая положенная через ось втулки и спицевые отверстия подходит к спице под прямым углом. Даже под нагрузкой от педалирования и торможении дисковым тормозом (сила происходящая в районе втулки) сам рисунок спицевания переводит возникающую деформацию на растяжение спицы. 
   Как обратный пример, радиально собранное колесо пытается адаптироваться к скручивающей (торсионной, силой пытающейся «накрутить» спицы на втулку) силе что приводит к ИЗГИБАНИЮ, а не вертикальному РАСТЯГИВАНИЮ спицы, что и в итоге либо разрушает фланцы, либо ослабляет ниппели спиц. Именно поэтому радиальную спицовку не стоит использовать на дисковых и задних колесах, где есть мощная нагрузка от втулки.

   Несмотря на это существуют производители, которые используют радиальную спицовку на дисковых и задних колесах. Такие колеса собираются с использованием вытянутого с V-образным профилем  обода выдерживающего нестандартно высокое натяжение спиц, предотвращающих самозакручивание.
«Три креста» самый проверенный временем и стабильный рисунок для 36 спиц как для переднего, так и для заднего колеса, претендует на звание классического рисунка. При спицовке в четыре креста спицы в большинстве случаев будут закрывать головку соседней спицы.

   В спицовке одним, двумя, тремя или четырьмя крестами уплотнение рисунка не только лучшим образом сказывается на способности колеса поглощать вибрацию от дороги, но и дает немного больший зазор между переключателем и спицами правой стороны.
Смешанная Спицовка (Вороний след- Crow’s foot) 

   Вернувшийся из небытия узор совмещающий радиальную и спицовку крестом. Структура базируется на рисунке из трех спиц, где центральная проходит к  ободу как в радиальной спицовке, а боковые скрещиваются. Естественно, что такой рисунок требует кратного трем сверления обода: 18, 24 и 36 спиц. 
   Нельзя сказать, что он совмещает в себе все достоинства и недостатки прародителей, но необычно выглядит и хорош при использовании ободов с высоким профилем и аэроспицами.


   В завершении статьи хотелось бы напомнить, что нарушение правил сборки, некорректное натяжение спиц, неправильный выбор втулок может привести не только к выходу из строя колес, но в конечном итоге даже стать причиной травмы.