Спицовка колёс + видео

 
Спицовка колёс. Независимо от уровня и стажа катания, рано или поздно обязательно встает проблема переспицевать колесо или исправить восьмерку.
Научиться хорошо, править восьмерки можно самому, нужно знать основные принципы + конечно практика. А вот про спицовку решайте сами: каждый раз тратиться на мастера или один раз научиться спицевать самому. Это очень кропотливое занятие, на сборку колеса может понадобиться от 45 мин до 2,5 часов. Чтобы научиться спицевать колеса, следует начать с покупки хорошего ключа, ведь работать им гораздо удобнее, чем некачественными подделками. При покупке спиц необходимо знать длину которая подойдет к вашему ободу и втулке и конечно же их количество. Не стоит экономить и брать ровно столько, сколько нужно для того чтобы заспицевать колесо, несколько спиц в запасе никогда не повредят.
 
  Перейдем к процессу сборки. Спицы крутятся в обратную сторону, то есть затягиваются против часовой стрелки, если крутить с внутренней стороны обода, и наоборот по часовой если крутить отверткой с внешней стороны. Проще сначала собрать с одной стороны, после этого, уже собирать вторую. Итак: продеваете спицы сначала с внешней стороны втулки в отверстия через одно и соединяйте с отверстиями на соответствующей стороне обода, пропуская три отверстия. Не надо сильно закручивать ниппеля, а то последние спицы не будут дотягиваться. Когда первые 12 спиц будут готовы, определитесь, в какую сторону они будут «повёрнуты» (см рис). Причем один из вариантов не совсем правильный: спицы не должны перекрещиваться над отверстием в ободе для ниппеля, а то вы потом не сможете нормально накачивать колеса. Вторые 12 спиц протягиваем по следующему принципу: продеваем с внутренней стороны втулки, поворачиваем в противоположную первым спицам сторону, огибаем третью по счету спицу с внутренней стороны, и соединяем с отверстием, так что бы на ободе после этих 12 спиц было заполнено каждое второе. Теперь проверьте, правильно ли вы собрали. Можно преступать ко второй половине. Лучше начать продевать спицы с внешней стороны – так будет меньше проблем с последними спицами. Важно опять не допустить перекрещивания над ниппелем, а так же спицы должны были повернуты на тот же угол, что и с другой стороны. Для этого опустите спицу перпендикулярно в отверстие до противоположной стороны втулки (как на рис). Если все правильно, то она упирается прямо между двумя спицами. То есть ровняться надо на них, спица должна идти параллельно одной из них. Осталось продеть последние 12 спиц. Перекрещиваем их точно так же, как и на первой стороне. Теперь, когда колесо собрано без ошибок, можно поочередно подтянуть каждую спицу примерно наполовину. Получится колесо, собранное с громадной восьмеркой, которое уже можно ставить на байк и исправлять восьмерку по тормозам. Вкратце, как исправлять восьмерки. Допустим, в каком-то месте обод гнется вправо. Если в этом месте спицы расслаблены, то надо их подтянуть слева; если же перетянуты, то расслабьте справа. Так вы избавитесь от овальности обода. На самом деле, ничего сложного. Теперь немного про спицовку солнышком. Спицы можно продевать почти в любом порядке с внутренней стороны втулки и соединять с противоположной дыркой на ободе. Ничего сложного. Теперь общее. Как вы заметили, колесо наше собрано в 3 креста. То есть каждая спица перекрещивается с тремя другими. При спицовке солнышком очень легко ставятся восьмерки. При увеличении же количества крестов колесо становится более жестким по бокам, но имеет привычку принимать овальную форму при особо жестоких баннихопах. Но это в редких случаях, так что 3 креста считается оптимальным. Вот и все. Первое колесо еще ни у кого не получалось идеальным, все приходит с практикой. Сборка колёс. В этой статье я попробую рассказать о сборке колёс в упрощенном варианте, без лишних премудростей и буду давать тока те советы, которые проверил буквально несколько дней назад на своём опыте. Используя стандартные инструкции, я понял, что собрать по ним что-то практически нереально, поэтому, я и решил написать FAQ ,понятный каждому… Итак, начнём… 1)Первое что надо сделать, это сходить в магазин и прикупить обод, спицы с гайками для спиц, втулку, ключ для спиц, если такового нет, широкую плоскую отвёртку ,кусачки, которыми можно кусать спицы и напильник, проходящий в обод. Обычно все эти инструменты есть дома, поэтому акцентируем своё внимание на трёх предметах: втулка, обод, спицы. 2)Рассмотрим подробнее эти три предмета: Обода бывают различными(отличаются они по количеству дырок(эта информация указана в ценнике или уточняется у продавца (бывают 32h (hole), 36h (самый распространённый), 48h также обода различаются по прочности (одинарные, двойные ,тройные, пистонированные), втулки тоже различаются по качеству и количеству отверстий (h), спицы различаются по толщине (самые толстые - самые прочные). Как вы наверное уже поняли, необходимо сопоставить количество дырок в ободе с количеством дырок во втулке…Оно должно совпадать. 3)Следует сказать, что обода выпускаются нескольких размеров - основные используемые для байков – это 24х дюймовые, 26 х дюймовые. В дорожниках формата Украины используют обода 28 дюймов… Но на сегодняшний день самые распространённые обода - это 26. Соответственно спицы должны быть тоже нужной длины…Брать лучше двойные обода на 36h-они прочнее и надёжнее, чем одинарные, но и не такие тяжёлые как тройные. Лишние спицы придают лишний вес… 4)Спиц лучше купить не в притык, а побольше…Для первого раза лучше взять в два раза больше спиц, обычно они часто портятся и легко ломаются… 5)С подборкой материала закончено. Обратите внимание, что я нигде не сказал о сборочном станке для колёс…Он просто напросто не потребуется, хотя все вас будут убеждать, что он нужен и без него не соберёшь…Так вот это бред :)! 6)Вот вы приходите домой и смотрите на свалку деталей, не понимая, что вообще можно из этого сделать :)-это нормальная реакция…Первая сборка очень сложна и трудоёмка, требует много терпения… 7)Давайте разбираться - первое, что надо сделать, это как говорят, заспицывать и центровать колесо-это сложная задача, так как сначала втулка никак не захочет оказываться в центре, и будет постоянно становиться не ровно. Как спицуется колесо? Произвольно выбираем отверстие на втулке и на ободе. Вставляем спицу так, чтобы головка спицы располагалась на внешней поверхности, а сама спица являлась внутренней (см фото). Внимание - некоторые производители, располагают дырки на ободе не равномерно относительно центра обода, а смещают дырки к левому и правому борту обода - если вы заметили, что ваш обод такой, то здесь спица должна вставляться в ту дырку, которая смещена ближе к краю, соответствующему левому или правому фланцу втулки (если только у вас не крослейсинговый обод), хотя многие современные обода, имеют дырки для спиц расположенные на одной линии. 8)Не переворачивая колесо, отсчитываем от этой спицы три дырки, и четвёртую дырку в ободе отмечаем чем-либо заметным, например, замазкой или фломастером. Внимание! Эти дырки будут заняты внутренними спицами этой стороны колеса, и использовать их уже нельзя. Для этого мы их и отметили - чтобы не сбиться при наборе спиц. 9)Необходимо поставить первые четыре внутренние спицы колеса с одной стороны. Спицы должны образно образовывать крест. Для того, чтобы правильно расположить спицы, надо помнить - внутренние спицы будут располагаться через одну дырку во фланце втулки (см фото).Соответственно отсчитываем дырки во фланце втулки через одну и в примерно противоположную, той, где уже есть спица, вставляем другую (тоже внутреннюю). На ободе отсчитываем отмеченные нами дырки и в соответствующую по шагу нашей новой спице дырку продеваем эту спицу. 10)Чтобы спицы не убежали, нужно закреплять каждую спицу в дырке гайкой для спицы. Но только эту гайку НЕЛЬЗЯ НАКРУЧИВАТЬ СИЛЬНО. На данном этапе её нужно слегка закрутить… 11)Расставляем ещё две внутренние спицы этого фланца, чтобы получилась некоторая крестовая конструкция, как говорилось выше. 12)Поставив 4 спицы, надо переходить к следующей ступени сборки. Имейте в виду, что если вы соберёте всю сторону колеса на внутренних спицах, то втулка у вас встанет не ровно и придётся всё разбирать. Поэтому колесо нужно спицывать равномерно, чтобы втулка не была сильна перекошена в одну из сторон. (первый раз у меня вышло, что одна сторона колеса стала ровной, а втулка выпятилась в другую…:)) 13)Теперь, для того, чтобы не сбиться с набором спиц, нужно разметить местоположение внешних спиц этой стороны колеса. Для этого рядом с одной из внутренних спиц, в соседнюю дырку на втулке с обратной стороны втулки продеваем спицу, чтобы головка её оказалась внутри втулки, а сама она была внешней. 14)Пересекаем этой спицей уже установленную внутреннюю, и наживляем её в 10 дырку (через 9), от её внутренней соседки. См фото. 15)Внешние спицы располагаются так же, как и внутренние - через одну дырку на втулке, и через три на ободе. Поэтому повторяем разметку для внешних спиц одной стороны колеса, сменив или цвет карандаша, или обозначение. На ободе отмечаем каждую четвёртую (через 3), дырку. 16)Теперь перевернём колесо - там необходимо повторить проделанные операции. Первым делом установим внутренние спицы - выбираем СВОБОДНУЮ (неразмеченную) дырку и ставим туда спицу. Размечаем колесо для этой стороны - опять же, через три, каждую четвёртую (не забудьте сменить обозначение). 17)По указанному выше принципу, собираем крест для этой стороны. 18)После установки четырёх спиц этой стороны, колесо должно стать более или менее равномерным - втулка должна оказаться примерно по центру и по середине относительно обода. ВНИМАНИЕ! Конструкция должна легко двигаться - все спицы не должны быть затянуты. 19)Установите внешнюю спицу для этой стороны колеса по общему принципу. 20)Колесо подготовлено к спицеванию. 21)Теперь начинайте устанавливать спицы в размеченные дырки. ВНИМАНИЕ! Спицы нужно устанавливать очень внимательно. Если вы видите, что после установки спицы, положение втулки резко изменилось, надо компенсировать его установкой противоположной спицы. На деле это лучше ясно…Ничего сложного тут нет… 22)Спицы должны перекрывать друг друга!!! Т.е внешняя спица, прежде чем продеваться в дырку, должна быть пропущена под внутренню. См фото. 23)Таким образом, спицуется всё колесо. В итоге мы получаем что - то, что уже очень похоже на колесо, но тока конструкция эта неустойчива и немного двигается :)!Если у вас вышла какая-то крякозяба и одни спицы заметно длиннее других, проверьте правильность набора спиц. Обычно, если спицы неправильно усатновлены, то все спицы данного ряда выступают довольно сильно. (или наоборот - не хватает длины) 24)Теперь нужно утягивать спицы - для этого берём плоскую отвёртку и РАВНОМЕРНО начинаем затягивать гайки на спицах с ОДИНАКОВОЙ СИЛОЙ!!! Необходимо добиться того, чтобы все спицы были натянуты, но не ПЕРЕТЯНУТЫ! Сильно затягивать их нельзя - в противном случае можете получить неисправимое яйцо. 25)Когда все спицы примерно одинаково затянуты, и колесо вроде как готово, необходимо выравнивать восьмёрку. Восьмёрка будет огромной - не удивляйтесь. На колесе без протяжки она достигает 30 мм. 26)Используем для выравнивания восьмёрки и яйца простую велосипедную вилку с тормозами. 27)Установим колесо в вилке, так, чтобы оно крутилось и втулка держалась на своём месте. Выберем произвольное место на ободе, где тормоза трут обод с одной стороны и не трут с другой. 28)В этом месте необходимо править восьмёрку - берём ключ для спиц, и ВНИМАНИЕ: а) там ,где колесо выпирает на внешнюю сторону (например в вашу сторону), нужно протягивать противоположную спицу (спицу расположенную в противоположном фланце втулки), и ослаблять ту спицу, в сторону которой искривлено колесо. б) Там, где оно изогнуто внутрь, соответственно проделывается обратная операция. 29)Спицы должны затягиваться и отпускаться РАВНОМЕРНО! И затягивать и ослаблять нужно НЕ ОДНУ СПИЦУ, а ряд спиц (обычно это две-три спицы). Если вы перетянете одну из спиц, не отпустив других, на колесе появится яйцо. 30)Самое сложное для устранения –это яйцо на колесе. Если колесо собирать равномерно и правильно, правильно править восьмёрку, то яйцо не образуется. Но первый раз это очень сложно (у меня не вышло :)).Для обнаружения яйца нужно просто как следует крутануть колесо…Сами понимаете, что вы должны увидеть…При обнаружении яйца, нужно его править - это очень сложно, так как восьмёрка образуется вместе с выправлением яйца. (поэтому я написал этот пункт, не закончив рассказывать о восьмёрке). Яйцо устраняется так - спицы, где колесо выпирает наружу протягиваются, а противоположные ослабляются. Опять же, работа ведётся со всеми спицами, а не с одной! 31)По своему опыту знаю, что это очень сложно, поэтому, лучше аккуратно собирать колесо, так, чтобы яйца не было…В теоретически считается, что если яйцо меньше 4-5 мм, то можно его не править… 32)Устранив яйцо(или, надеюсь, не обнаружив его на колесе :)),продолжаем ровнять восьмёрку… Для этого всё ближе и ближе подводим к ободу колодки тормозов и в местах касания повторяем операцию исправления. Очень удобно отпустить тросик тормозов и использовать в качестве регулировки обычный шнурок… В итоге, должно выйти абсолютно ровное колесо (этого я с лёгкостью добивался). 33)Колесо почти готово - осталось проверить ещё раз наличие восьмёрки и яйца, и ПРОВЕРИТЬ РАВНОМЕРНОСТЬ НАТЯЖЕНИЯ спиц. Если всё сделано правильно, то спицы на колесе будут затянуты равномерно, не зависимо от того, регулировали вы их по натяжению или нет. Но если спицы затянуты не равномерно, то не расстраивайтесь - нужно проехать некоторое расстояние, и возможно всё встанет на свои места… 34)Ну и финальная стадия сборки - нужно обточить все торчащие спицы над ободом, чтобы они не прорвали камеру. 35)Теперь мы радуемся тому, что собрали колесо и едем его обкатывать, первое время внимательно наблюдая за появлением восьмёрки и яйца. 36)Если вы решите собрать колесо на 48 дырах, то там сохраняется общий принцип плетения спиц, просто спиц больше. В любом случае, какое бы колесо вы не собирали, ОЧЕНЬ БЫЛО БЫ НЕПЛОХО ИМЕТЬ СОБРАННЫЙ ОБРАЗЕЦ, чтобы сверить плетение спиц. Пожелаю удачи от себя, и напомню, что для сборки колеса нужно много терпения и времени…Это одна из самых сложных работ. Будьте внимательны при сборке!(я же скажу, что у меня хоть и вышло идеально ровное колесо, я не смог устранить небольшое яйцо - обратите особое внимание при сборки на этот момент :)
 
 

Комментарии 

 
+11 # 12.11.2011 13:25
Спасибо!Реально помогло!!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
 
 
+4 # 31.03.2012 17:52
Спасибо очень помогл.Теперь деньги экономлю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+5 # 06.04.2012 11:49
рульный чел я денег экономить терь буду
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+4 # Van Green 12.04.2012 18:04
Очень круто объяснил) Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
 
 
+2 # 10.05.2012 08:03
спасибо.очень простой способ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
 
 
+2 # 22.06.2012 20:13
самое лучшее видео спс))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+2 # 06.07.2012 09:21
от души помог
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
+1 # 12.07.2012 12:10
молодец! с 1 раза вышло все спасибо! респект!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # 15.08.2012 20:10
Спасибо,хорошо объяснил, собрал сегодня. Не получается выправить небольшое яйцо и восьмерку. Проедусь завтра, может подровняется. А нет буду регулировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
0 # 21.08.2012 19:00
здарова мужики подскажите можно ли собрать 36 колесную на 28 спиц????
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить