Такие разные цепи

 
 В этой статье мы расскажем про основные виды цепей используемых в бмх, про их
плюсы, минусы и особенности.

  Цепь, как и все в байке должна быть в достаточной степени надежной и отвечать тем
требованиям, которые ставит перед ней ваша манера и уровень катания. 
  Например:
  А) Если вы гриндите, то лучше поставить более прочную и широкую цепь, которая
выдержит удары об перила или грани при неудачных попытках плюс защитит зубья звезды.
  Б) Если вы катаетесь без пег, то большая прочность вам не нужна, соответственно и
лишний вес от толстой цепи.
  В) Если вы стремитесь максимально облегчить байк, даже ценой надежности, то можно
поставить облегченную цепь (ресурс такой цепи не велик, примерно через 2-3 месяца
катания такие цепи изнашиваются и рвуться даже при незначительных нагрузках).
  
  Хочется напомнить, что цепь это расходный материал – деталь, которая ставится не
навсегда, которая со временем изнашивается, теряет свои свойства и в конечном итоге
подлежит замене, как, например покрышки, пеги, хабы или грипсы

  Начнем с самой простой – обычной велосипедной цепи.
 
  Она сделана классическим способом, когда внутреннее и внешнее звенья соединяються
клепкой – пином, через одно. Сами звенья имеют размер шага между зубьями,
и небольшую ширину, которая не прячет зубья.
 
  Внутри звена на пин одевается специальное колечко, которое свободно прокручивается
на нем, тем самым не дает цепи протирать звезду, позволяет свободно скользить по ней
и гнуться.
  Эту цепь мы назвали обычной, потому что она выполняет только свое прямое
назначение – передает усилие на драйвер и тем самым крутит колесо. Ее основной плюс
то, что она работает, а основной минус то, что она не дает никаких дополнительных
преимуществ вашему байку.

 Следующая цепь, о которой необходимо сказать – халфлинк (halflink), что переводиться
как половина звена.
   
  В ней нет полноценных звеньев, тут каждое полузвено входит в следующее.
Таким образом длинна полузвена получается маленьким и вероятность его разрыва
уменьшается в разы, также при ударе о грань или перилу, такая цепь в меньшей степени
чем простая принимает удар а в большей проскальзывает за счет своей чешуеобразной
формы. 
  При этом возникает другая проблема – цепь очень сильно растягивается. Что это значит?
Проще говоря, в халфлинковой цепи в 2 раза больше звеньев (полузвеньев) чем в простой.
Каждое звено дает небольшой люфт – ход в плоскости отличной от рабочей.
Следовательно, суммарный ход в другой плоскости минимум в 2 раза больше чем у
простой цепи, а в реальности еще больше, потому что пины со временем расшатываются
в своих гнездах и тем самым умножают люфт.
Многие ради прочности ставят эту цепь, но ставят неправильно, так что цепь не
проскальзывает при ударах, а наоборот цепляются, задирает поверхность.






  Из вышесказанного мы можем выделить одну из основных характеристик цепи, которое
позволяет определить ее качество, а именно ее способность точно ложиться на звезду и
хорошо гнуться, причем гнуться цепь должна хорошо только в одной – рабочей плоскости.
Если же она прогибается или болтается в другой плоскости, это говорит о том, что цепь
не качественная она будет неверно передавать (рассеивать) усилие от шатунов, стучать по
раме, кроме того, появляется риск, что, например, при прыжке она соскочит со звезды:

1) Если цепь слетает с передней – ведущей звезды то вы просто проваливаетесь
на шатунах, в таких ситуациях часто разбивают колени об вынос или просто падают,
зарывшись вперед и запутавшись в байке.

2) Если же цепь соскакивает с трещотки или драйвера она может попасть между
драйвером и рамой, заклинить там усилием, идущим от передней звезды,
что автоматически стопорит колесо и может испортить втулку, вероятность падения также
велика, потому что все это, как правило, происходит неожиданно.


3) Также если цепь не качественная и плохо ложиться на зубья звезды, происходит ее
притирание к ним, что иногда бывает губительным для звезды, не важно ведущей
(на шатунах) или звезды драйвера, часто халфлинковые цепи имеют такое свойство. 
   

  Далее рассмотрим самую лайтовую - легкую цепь – SL (super light), она сделана как
простая классическая цепь с таким лишь отличием, что все звенья и пины этой цепи
имеют отверстия для максимального облегчения, соответственно прочность и рабочий
ресурс при этом уменьшаются.
    


  Для того чтобы правильно и без лишних усилий поставить цепь, необходим такой
инструмент как выжимка , он позволяет без повреждения звена выдавливать пин,
и после установки на звезду и драйвер возвращать его на свое место.



 Существуют так же промежуточные виды цепей, которые дают различные варианты
сочетания полезных свойств, таких как прочность, вес, защищенность звезды.

 
 В данном случае цепь имеет классическое строение, полностью закрывает зубья цепи,
что обеспечивает их сохранность при попадании на грань или трубу, также имеет
небольшие отверстия в звеньях, благодаря которым снимается избыточный вес при
незначительных потерях прочности.


 Но прогресс никогда не стоит на месте и возможно очень скоро мы пересядем на
ременный привод, который имеет ряд преимуществ перед цепным: 

  а) Меньший вес ремня и звезд под него
  б) Ремень не ржавеет, так он сделан из полимерных материалов
  в) Практически не растягивается и, следовательно, не имеет свободного хода
(сразу передает усилие на звезду)
  г) Даёт возможность делать практически любую передачу
(огибает даже очень маленькую звезду)