История возникновения и развития BMX

 
BMX (англ. – Bicycle Motocross (X - кросс), тот спорт, который выбрали мы, зародился в Калифорнии, в США, в 1970-х годах. Дети мотокросеров часто «зависали» на кроссовых трассах, где проводили время их отцы и старшие братья, и где это было возможно, тоже обкатывали эти трассы на своих детских великах.
 Не удивительно, что BMX Racing (гонки на таких трассах на маленьких велосипедах) стал первой BMX дисциплиной. В 1977 году стали массово организовываться BMX Racing мероприятия, но они зачастую были плохо организованы, и требовался специальный орган, который бы делал это хорошо, следил, чтобы всё проходило честно, и у каждого достойного райдера были шансы на победу. Так была создана American Bicycle Association (ABA).
 
 
 
 
     Вслед за этим появился BMX Dirt (Dirt Jumping), ещё одна дисциплина, которая предусматривает выполнение всяческих трюков на земляных трамплинах, часто расположенных в серии друг за другом. Кстати, «dirt» переводится с английского языка как «грязь». И в отличие от рейсинга, производным от которого он является, суть дёрт джампинга состоит не в скорости преодоления трассы, а в демонстрации трюков: прыжок должен быть максимально амплитудным, ну а трюк оригинальным, сложным, изощрённым.
 
 
 
     На улице (BMX Street, ещё одно широко распространённое направление, стиль катания и жизни в BMX) такой велосипед сначала рассматривался просто как маленький велосипед, не предназначенный ни для каких трюков. На нём ездили детишки, например в школу. Потом стали изобретаться различные трюки, например Bunny Hop (в переводе с английского «прыжок кролика») использовался для запрыгивания на бордюр, чтобы не тратить время на остановку и аккуратный переезд бордюра. Далее уже пошли скольжения на пегах по перилам, граням и прочие уличные фишки. Детишки, да и не только дети серьёзно увлекались BMX’ом, и, впоследствии, велик стал использоваться для трюкачества. Как упоминали Дэйв Мирра и Раян Найквист в видео «BMX: плохой, хороший, злой» (одно из первых BMX видео, доступных для российских зрителей, выпускался ещё на VHS от компании X-Sport Film, - прим. ред.) – они катались «перед школой, после школы или вместо школы», «девчонкам нравилось».
 
 
 
 
 
     В массы также вливался BMX Flatland – выполнение трюков на велике, на ровной плоскости (flat), чем то похожий на танец, когда райдер и велосипед сливаются в единый организм. Флетленд очень смахивает на цирковое искусство.
 
 
 
     Популярным стал и BMX Vert, ещё одно направление, как и Flatland, ставящий задачу привлечь внимание людей, собирая сначала площадки, потом и стадионы зрителей и фанатов данного спорта. Vert – это рамповое катание (ramp), т.е. катание в халфпайпе (англ. half pipe – половина трубы), сооружении, напоминающем половину трубы, а также в квотерпайпе (англ. quarter pipe – четверть трубы), уже активно использовавшихся скейтбордистами и роллерами. 
 
 
     Райдер набирает амплитуду и вылетает из рампы и, находясь в полёте, над стенкой рампы, выполняет различные по сложности трюки (отпускания рук и ног, сальто, вращения, прокруты руля и рамы вокруг руля, не будем сейчас подробно вдаваться в названия и нюансы трюков). 
 
 
 
 
      BMX Park, тоже направление, появившееся позже, сочетал в себе как и элементы улицы: построенные парковые фигуры, имитирующие уличные препятствия (ступеньки (stairs), подкаты (banks), перилы (rails), грани (ledges), волрайды (wall ride) и прочее), так и классические парковые: боул (bowl), минирампы, квотеры. Дёрт в парковых фигурах был представлен в виде вулканов, фанбоксов и флайбоксов, спайнов, на которых можно прыгать, летать и исполнять трюки совсем как на земляных трамплинах. В крытых парках можно укрыться от дождя, сумрака и непогоды, наконец, от зимы, продолжая «точить» своё мастерство.
 
 
 
 
      Все эти направления можно  объединить в одно собирательное понятие «BMX Freestyle» (с англ. «свободный стиль»), то есть. в общем смысл катания с выполнением трюков, нестандартный подход к катанию. Трюки придумываются райдером, он решает, что и в какой последовательности ему выполнять, райдер выбирает свой стиль (манеру езды), любимые фигуры и так далее. Это отличает BMX от других видов традиционного спорта, с жёстко регламентированными правилами, лимитом времени или баллов.
 
 
      Правила, конечно, есть везде, даже если мы говорим о BMX’е в рамках соревнований, в рамках признания его Федерацией спорта или другого органа того или иного государства (это и регламенты соревнований, правила о наличии защиты, и нормы строительства парков, и многое другое). Но, как уже подчёркивалось, BMX – это свобода волеизъявления, свобода творить. Это очень интеллектуальный спорт. Само слово «спорт» не всегда подходит к BMX’y, ведь для некоторых это стиль жизни, то, что составляет их внутренний мир в своей основе. Люди спорят, что же такое BMX: спорт или искусство, а также стиль жизни или бизнес и способ зарабатывания. Об этом говорится в другой статье, здесь же BMX рассматривается больше в историческом ключе.
 
 
       Несколько слов собственно о велосипедах для катания. Рейсовые рамы в основной своей массе были сделаны из алюминия, также и флетовые, разумеется, различие было в геометрии. Вообще велики для рейсинга (также для флета) должны быть лёгкими и быстрыми и манёвренными, и им не нужно быть прочными, выдерживающими силовые нагрузки как дёртовые, а особенно стритовые велосипеды. Стритовые, дёртовые рамы выполнялись из стали, порой не очень хорошего качества. Толщина труб тоже была приличная. Неудивительно, почему велосипеды раньше были такие тяжёлые, «жирные». Впоследствии научились применять различные сплавы стали, например хромомолибдена (Cro-Moly), этот материал в основном и использовался и используется до сих пор при выпуске рам. Где было нужно, наваривались дополнительные слои металла («косынки»). Уже потом научились делать разную толщину труб (батинг), где надо толще, чтобы узлы выдерживали нагрузки, где это особо не требовалось, стенки были тоньше. Перья уже впоследствии становились более изящными, не такими мясистыми и толстыми без надобности, как раньше. Появилась термальная обработка как рам в целом, так и отдельных узлов. Прогресс в технологиях, который сказывался на весе, а также геометрии рамы, а, в конечном счёте, и на результатах катания шёл, идёт и будет идти постепенно.
 
 
       Всё то же самое можно сказать и о комплектующих. Некоторые детали могут выполняться из алюминия, тоже разные по качеству и затратам сплавы (выносы, обода, педали и др.). Титановые комплектующие всегда были в цене, и всегда было круто иметь у себя на велике подобные. Титан дорогой метал, поэтому он не так распространён, в стандартные комплиты (сборные стоковые велики в магазинах) его не ставят, райдеры сами докупают или заказывают нужные детали, тем самым совершенствуют свой BMX прежде всего с позиции веса.
 
 
         Вернёмся в прошлое. По мере роста темпа заинтересованности в BMX’е производители стали активно разрабатывать и предлагать новые конструкции этих велосипедов. Среди первых были: Haro, GT, Hutch, Skyway и Mongoose. Но все же самые дельные байки производили только GT и Haro.
         Старые железки, ставшие уже раритетом, можно поизучать на сайте: http://bmxmuseum.com .
         Была создана "Американская Фристайл  Ассоциация (AFA)". Она объединяла сотни райдеров: рейсеров, флетеров, стритеров, дёртеров, паркеров, вобщем всех. В AFA были начинающие, опытные, эксперты и профессионалы, разделённые на 4 группы: от 13 и младше, 14-15, 16-18, 19 и старше. В одном из состязаний было 120 участников в категории 16-18 среди экспертов по флетленду. Флетленд занимал центральное место. Лучшие райдеры соревновались как во флете, так и в верте. Деннис Мак-Кой (Dennis McCoy) был известен своим флетлендом.
         80-е годы характерны новинками велоиндустрии. Появляются новые модели великов, более пригодных к freestyle, чем раньше. Яркий пример –  "Haro Sport". Появляется система тормозов с GYRO ротором (система, позволяющая вращаться рулю на 360 градусов, не запутывая при этом тормозные тросы). Также в норму входят колёса, заспицованные на 48 спиц. Активно выпускается защита на голень, защищающая ноги райдеров от ударов о педали и пеги. В этой защите использовался неопрен и вспененная резина.
         В истории BMX есть 3 года, в которые наш с вами любимый вид переживал кризис. Это время с 1989 по 1991 года. Соревнования прекращались, байкерам надоело тратить огромные средства на покупку запчастей, и починку велосипедов. Журналы либо закрывались, либо не соответствовали тематике.
         Застойные и тёмные времена прошли. Затем началось возрождение фристайла. Появляются новые технологии в области деталей, развивается строительство парков и специальных площадок. Кататься на более «продвинутых» с технической стороны велосипедах и на новых спотах (spot - место катания) становится приятнее.
         Мэтт Хоффман (Matt Hoffman) яркая фигура того времени, бмх’ер-легенда, один из основателей и прародителей BMX движения провел Bicycle Stunt, другая расшивровка звучит как Bull Shit (BS) – серию соревнований. 
 
 
       Это были первые такие масштабные соревнования. Без исключений, флэт, верт и стрит – всё было там. Люди, в том числе и начинающие, могли показать свои возможности. Серия BS была началом для знаменитых X-Games. В 1995 году BMX был включен в программу первых Экстремальных игр (The X-Games). В 1996 году выступления членов Спортивной ассоциации Хоффмана (HSA) были включены в официальную церемонию закрытия Олимпийских игр в Атланте.
 
 
        Стоит отметить яркую фигуру мирового BMX’а – американца Dave Mirra (Дэйва Мирру), одного из членов HAS (Hoffman Sports Association) в то время. 
 
 
        Дейв является самым титулованным спортсменом в истории BMX. Катается с 1984 года и по праву считается легендой,  у него наибольшее количество золотых медалей X-Games, многократный призёр Gravity Games.
 
 
      Он является самым востребованным атлетом и по сей день. Долгое время он представлял бренд Haro Bikes (вдобавок ещё такие спонсоры как DC Shoes, Fox Racing, Maxxis, Monster Energy и многие другие). Сейчас он развивает свой собственный бренд – MirraCo Bikes.
 
      Таким же одним из героев того времени является Ryan Nyquist (Раян Найквист), также катающегося и по сей день, представляющего Haro и массу других фирм, райдера, который остаётся верным BMX’у на протяжении стольких лет, не теряющего форму, являющимся семьянином и просто хорошим парнем.
 
 
 
     Выходят игры на PC и Sony Play Station, игры, посвящённые BMX, игры, носящие названия этих значимых персонажей.
 
 
 
       Очень много людей достойны внимания, некоторые из них уже не катаются сейчас, а некоторые продолжают «жарить» несмотря ни на что. Но статья не об этом, так что вернёмся к истории.
        Появиляется журнал «Ride BMX». Он представил фристайл в таком виде, в каком никто этого раньше не делал. Они допускали нецензурные слова на своих страницах и давали рекламу маленьких компаний, журнал полностью отвечает нашей культуре и является одним из передовых источников информации о BMX движении в мире. В нём можно узнать много полезного для себя о жизни райдеров, ознакомиться с их биографией, прочить интервью, узнать о ситуации со спонсорством (кто кого представляет и кто куда переходит), обзоры соревнований, публикации именитых фотографов и молодых дарований и многое другое. 
 
 
 
     Журнал издаётся и в настоящее время, несмотря на то, что глобальная сеть вытеснила необходимость обращаться к печатной прессе. Всегда приятно почитать и ощутить в руках страницы журнальчика помимо электронных данных. Кстати журнал имеет свой сайт, там тоже можно узнать много интересного ( http://bmx.transworld.net ).
      Фирма Hoffman Bikes «раскрутилась» и стала очень востребована на рынке производителей, стала доминировать. Haro и GT стали вносить изменения в свои модели велосипедов, усовершенствуя их. Они занимали тоже большой сектор на общем рынке.
      Dennis McCoy стал победителем BS и стал райдером года. На арену вышел новый райдер, канадец Jay Miron (Джей Мирон), также считающийся по праву BMX легендой. Miron ушёл из BMX в «обычную» жизнь лишь в 2010 году, вы можете знать его по бренду Macneil, он был в его руководстве, но когда ушёл из спорта, продал свою долю.
      В 1995 Hoffan решил «завязать» с соревнованиями, и заняться своей велосипедной компанией. BS переходит под контроль федерации велосипедного спорта в США. С этого момента пошли выступления против флетленда, а также высказывания желания убрать категорию новичков из соревнований вовсе.
 
 
     В 1996 федерация продолжает разговоры об исключении флетленда из X-Games (уже бывший BS). Самым популярным стилем катания на этом этапе стал Vert – огромная вертикальная рампа, ведь это очень опасно и в то же время очень зрелищно. В Vert’e не так много нюансов, как скажем, в стрите или парковом катании, так что обычный человек, мог быстрее разобраться, смотря, к примеру, трансляцию, что именно выполняет райдер, и какова сложность и вообще ценность его выступления. В вертe выполняются вращения на 900 градусов, а также Flair (флэир – сальто назад с вращением на 180 градусов в квотере). Заслуга Matt’a Hoffman’a, ведь он первым ввёл эти трюки в BMX мир. Потихоньку набирает обороты и парк, подтягивается и стрит. 
 
 
 
     Итак, эпоха олдскула (англ. old school &∓‐ старая школа) прошла. Олдскулом принято считать всё то, что было до 2000 года, по сути и некоторый период после 2000. Это и манера катания, и старые велики, старые видео.
     Развитие и прогресс продолжается, эволюция, так сказать. Появляются новые стили, Интернет ресурсы, качество съёмки, мастерство и сознательная деятельнось на постоянное прогрессирование и достижения максимальных результатов.
 
 
 
 
     BMX включён в программу летних Олимпийских игр с 2008 года. Это важный исторический факт, и о нём конечно же нужно сообщить в данной статье.
     Также, в 2008 году, набирает популярность, становится модным, – стрит. Теперь в летних X-Games выделена ещё одна BMX-дисциплина (помимо парка и верта) – BMX Street, - начали проходить с такие с 2008 года. 
 
 
 
 
     Онлайн трансляции и расписания X-Games  официально можно смотреть на канале ESPN – http://espn.go.com/action/blog?sport=xgames.
     Сейчас мы живём во время широко развитых средств доступа к информации, прежде всего, все эти web ресурсы, позволяют нам узнать о новинках вело индустрии: кто за что катает, кто что произвёл, где катаются и проводят соревнования, кто чем живёт в различных уголках мира. Море web-эдитов доступны для просмотра каждый день: http://bmxmdb.com.
     Тем не менее, люди продолжают снимать и полноценные большие фильмы. Существует ресурс, где бмх фильмы разбиты по групам-годам создания: http://extreme-vidz.com/bmx.
     BMX развивается большими темпами и постоянно во всём мире, в том числе и в нашей стране. Катайтесь в удовольствие, прогрессируйте, развивайтесь, и не забывайте про то, как всё начиналось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© Александр Волков, Lifestyle Bmx 2011. Данная статья  является интеллектуальной собственностью автора и вышеуказанной компании. Любое копирование и использование данного материала допустимо лишь с письменного согласия автора. Охраняется нормами законодательства об авторском праве.
 
/divhttp://lifestylebmx.ru/images/stories/articles/Istoriya_bmx/244743585.jpgnbsp;программу летних Олимпийских игр с